Способы транспортировки жидких грузов
Существует особый класс грузов, к транспортировке которых предъявляются особые требования. Речь идет о жидких или наливных грузах. Если с перевозкой твердых, упакованных, имеющих понятную форму товаров более или менее все ясно, то для этого особого вида груза требуется только специализированный транспорт.
Самый популярный способ перевозки наливных грузов – в цистернах. Иногда прибегают к резервуарам с аналогичными свойствами, но немного с другими характеристиками. Важное условие при работе с жидкими грузами – до организации транспортировки уточнить у заказчика условия их перевозки. Например, одни жидкости могут перевозиться без соблюдения каких-либо требований, а другие, наоборот, чувствительны к смене температуры или скорости движения (например, взрывоопасные, ядовитые и вредные для здоровья человека и природы жидкости). Если специальные требования есть, то водитель заранее должен об этом знать, чтобы иметь возможность планировать свой маршрут и движение по нему максимально удобно и безопасно.
Основные наливные грузы, перевозимые в цистернах
- пищевые продукты (молоко, вода, пиво и тому подобное);
- топливо (дизельное, керосиновое или бензиновое);
- нефть и нефтепродукты;
- жидкие химические вещества (в том числе удобрения).
Практически всегда для перевозки жидких грузов выбирается автомобильный или железнодорожный транспорт, в зависимости от объема партии и дальности следования. Однако большие объемы перевозятся речными или морскими судами из-за наличия более вместительных резервуаров. На практике автомобилями доставляется большая часть жидких пищевых продуктов, гораздо меньшая – опасных и вредных. По железной дороге обычно переправляют нефть, химические жидкости и топливо. На дальние расстояния выгоднее отправлять не железнодорожные составы, например, с нефтью, а морской транспорт, а точнее танкеры.
До недавнего времени транспортировка наливных грузов осуществлялась исключительно в специальных резервуарах – цистернах, который доставлялись до пунктов назначения с помощью автомобилей и железнодорожных составов. Затем появились удобные танк-контейнеры, и наконец, вариант, не требующий подготовительных работ перед погрузкой (чистка контейнера) – одноразовые резервуары флекситанки.
Для каждого вида жидких грузов рекомендован определенный тип средства транспортировки. В частности, цистерны могут быть стальными, железными или алюминиевыми, при необходимости оборудованными системой подогрева или насосами. Для некоторых категорий жидкости может потребоваться разделение внутреннего объема цистерны на отделения с помощью перегородок.
Стандартные цистерны стационарно присоединены к железнодорожной или автомобильной платформе, а значит, они могут перевозиться одним конкретным видом транспорта. Танк-контейнер имеет специальную раму, расположенную вдоль его периметра, которая предназначена для крепления на любой транспорт. Помимо этого, рама дополнительно усиливает конструкцию самой цистерны, защищая от повреждений.
Одноразовые контейнеры – отличный способ снижения затрат на хранение груза и уменьшения общей грузоподъемности. Легкий вес обеспечивается за счет использования при создании флекситанки многослойных полимеров.